История

Предлагаем вашему вниманию
статью Татьяны Синельниковой
о Николо-Ямском храме, опубликованную на сайте 62info.ru

На самой крайней северо-воcточной окраине города Рязани, за Рыбной слободой, на береговой возвышенности реки Трубежа близ впадения в Оку была некогда церковь Николая Чудотворца, именуемая в народе «Никола Мокрый». И потому, что это населенное место как бы выдвинулось или «выползло» на край города, называлось оно Выползовой слободой. Никольский храм («Никола Мокрый») существовал до конца XVIII века. В памяти многих рязанцев сохранилось предание, что архиепископ Симон (Лагов) в храмовый праздник в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари («Николы Вешнего») отправлялся служить в этот храм по Трубежу на лодке, так как сухого пути к нему не было.

В 1786 году Никольская церковь на этом месте была упразднена и перенесена сначала в Староямскую — Николодворянскую — церковь, а затем в начавшуюся строиться Никольскую церковь в новой Ямской слободе. В 1780 году Рязань получила новый регулярный план застройки города, и Ямская слобода, ранее простиравшаяся от реки Лыбеди до современной площади Свободы, была перенесена на южную окраину города.

Каменный Николо-Ямской храм по данным клировых ведомостей построен в 1788 году. Хотя до нас не дошли документы о точной дате постройки этого храма, однако в духовных книгах церкви за 1788 год, куда записывали всех православных данного прихода, явившихся на исповедь и к причастию, значится: «города Рязани новопостроенной Ямской слободы ямщики...». Кроме кирпича из церкви «Николы Мокрого», используемого для стройки, из старого храма был перенесен и иконостас, а также вся церковная утварь. Оттуда же перенесли «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и чтимую храмовую икону святителя Николая Чудотворца.

 

Вид от Ямской слободы на Николо-Ямской храм. Фото нач. XX в.

Архивные источники говорят о том, что в Ново-Ямской Никольской церкви находился надгробный камень, на котором была выбита фамилия некоего Колмакова. Камень этот был перенесен туда с кладбища, которое ранее было у церкви «Николы Мокрого». Известно, что прихожанами этой старинной церкви были некогда три известных в Рязани купеческих двора: Колмаковых, Крюковых и Рюминых. Колмаковы были благоукрасителями старой церкви, меценатами, поэтому, возможно, надгробный камень и был перенесен к новой церкви.

С годами храм ветшал, и его несколько раз поновляли. По архивным документам, дошедшим до нас, известно, что придельная церковь была перестроена и распространена в 1826 году, а колокольня — в 1822 году. Настоящая холодная церковь перестраивалась в 1837 и 1845 годах. Перестройка «произведена была тщанием бывшего церковного старосты ямщика Ивана Ивановича Жучкова меньшего. Зданием каменная, крыта железом, крепкая, с таковою же колокольнею».

Престолов в храме сначала было три: в настоящей холодной — во имя святителя Николая, в теплой в приделах: в правом — во имя святых мучеников Флора и Лавра; в левом — во имя преподобного Марона чудотворца. Четвертый престол появился значительно позже: в клировых ведомостях за 1861 год он еще не указан, а в документах за 1862 год значится престол «в середине в арке над дверьми в настоящую церковь — во имя священномученика Григория Великого Армении».

Новая церковь представляла собой грандиозное кирпичное сооружение. Храм снаружи оштукатурили и украсили белокаменными деталями.

Николо-ямской храм. На переднем плане видна одна из часовен. Фото нач. XX в.

Рязанский архитектор и краевед СВ. Чугунов, много лет занимавшийся исследованием архитектуры этого храма, писал: «обширный центральный объем бесстолпового храма состоит из трехсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом с пятью глухими барабанами и главками наверху. С запада к четверику примыкает четырех-столповая трапезная с трехъярусной колокольней, покрытой четырехчастным куполом с люкарнами-резонаторами звона и увенчанной фонарем и главкой. С востока к четверику примыкает апсида — алтарь, обращенный в сторону проезжей части Астраханской улицы. Лаконизм фасадов церкви подчеркнут четырехколонными портиками и развитыми карнизами тосканского ордера. В виде портика обработан и алтарь церкви». Чугунов заключал, что архитектура памятника проста и монументальна, выполнена в пропорциях и формах русской позднеклассической школы.

С.В.Чугунов высказал предположение, что в средней части Ямской слободы «в конце 18 века была построена другая деревянная церковь. Новая же каменная церковь в то же наименование была построена на том же месте в 1845-1848 гг. по проекту (предположительно) рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина, прибывшего в Рязань после окончания Санкт-Петербургской Академии художеств в 1832 году». Николай Ильич Воронихин — племянник знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, по проектам которого в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, Горный институт и другие здания. Однако клировые ведомости опровергают мнение Сергея Чугунова. Здание церкви уже в 1837 году было каменное. Возможно, что при участии известного архитектора шла уже перестройка храма.

Вновь построенный Никольский храм в Ямской слободе был необычайно красив и изящен, его колокольню видели издалека, а колокольный звон разносился на всю округу.

К церкви были приписаны две часовни. Одна — при ограде храма с северо-восточной стороны, другая — близ городской заставы. По последним клировым ведомостям при церкви состояло усадебной земли вместе с церковным погостом 3 десятины 825 квадратных саженей. На церковной усадебной земле располагались два дома причта, которые построили на церковные средства. Дома были деревянными, крыты железом. Они составляли собственность церкви. В клировой ведомости значатся и другие здания, принадлежавшие церкви: две каменные сторожки, крытые железом, крытый железом каменный сарай для дров, и отхожее помещение — тесовое...

Оба церковные дома приобретены на церковнокошельковую сумму в 2200 рублей с добавлением к ним с разрешения епархиального начальства еще 801 рубля из капитала, завещанного жертвователем для вечного поминовения. Кроме домов причта на церковной земле находилось 10 домов разночинцев, арендующих церковную усадебную землю под свои постройки на условиях, составленных по взаимному согласию с причтом. В 1837 году церкви принадлежало также каменное здание богадельни на четыре человека.

Скупы архивные сведения. Но за ними скрыта духовная жизнь прихода. Если мы заглянем в метрические книги и исповедные росписи храма, то увидим людей, которые жили в Ямской ободе, были прихожанами церкви, вносили свою лепту в ее украшение.

Рязанские ямщики... Многие из них занимались извозом в Москве, но не забывали свой город и родной храм. На собранные средства они заказывали иконы и дарили их храму. В Николо-Ямской церкви были свои святыни: «икона Св. Николая и св. Марона древние были и почитаемы» (клировые ведомости за 1901 и 1915 годы). И стекался народ в праздники в храм, пока пришли другие времена...

Печальной была история Николо-Ямской церкви, как и других в период «отделения церкви от государства». Болезненным было изъятие в 1922 году из храма церковных ценностей. Но тогда он еще жил — в нем продолжались богослужения.

В свое пребывание на Рязанской кафедре священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий, с почтением относился к Николо-Ямскому храму. В воспоминаниях рязанского краеведа С.Д. Яхонтова говорится: «Колоссальный храм — остановил на себе внимание Ювеналия, чтобы сделать его своею кафедрою. Но храм не ремонтировался и ремонт назначил Горсовет такой, что прихожане не в силах были его выполнить, к тому же в Ямской слободе устроен был колхоз. Поэтому от ремонта как непосильного — отказалась слобода, а отсрочки не давали».

Это подтверждается «Постановлением президиума Рязанского Горсовета от 10.12.1933 года». На президиуме заслушивался вопрос «Об отказе уплаты недоимки по налогам и сборам группой верующих Ямской общины». Из представленных материалов РФО было сделано заключение, «что религиозная община Ямской церкви категорически отказывается от уплаты недоимки и к ликвидации таковой мер никаких не принимает, и в течение ряда лет зданию церкви не производили никакого ремонта, чем приводят помещение к разрушению и полной непригодности». Было принято постановление: «1) заключенный договор с религиозной общиной Ямской церкви расторгнуть; 2) здание церкви передать в Госфонд; 3) церковное имущество взять на учет Госфондов, приняв его по описи». Но постановление осталось невыполненным. Спустя почти год Горсовет вновь своим постановлением от 9 сентября 1934 года подтверждает свое ранее принятое решение и предписывает уже «в 2-хдневный срок принять здание церкви и церковное имущество по имеющейся описи».

Но борьба за храм продолжалась еще целый год, до постановления ВЦИК от 25 сентября 1935 года о закрытии Николо-Ямской церкви.

Вариантов использования церквей было немного, они не отличались особым разнообразием. Никольскому храму «повезло», не разрушили, «храм закрыли и завалили его внутри капустой и прочими овощами из колхоза», — вспоминал С.Д. Яхонтов.

Шли годы, менялся внешний облик храма, и менялись вывески-указатели на его стене о принадлежности к тому или иному учреждению. Долго в нем размещался завод по выпуску безалкогольной продукции. Внутри и снаружи храм был перестроен. В конце 1980-х предлагалось даже переоборудовать его под областной архив...

Бывший Николо-Ямской храм. 1989-1992 гг.

 

Николо-Ямской храм во время реконструкции. 1993-1994 гг.

 

 

Реконструкция. Фото 2003 года

Но храм дожил до светлого дня, когда осенью 1996 года его передали в ведение Рязанской епархии.

Николо-Ямская церковь стала подворьем Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря. Митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (в то время еще архиепископом) Никольский храм был освящен уже 4 декабря 1996 года.

Храм возрождается, до сих пор продолжаются восстановительные работы. Здесь чтят традиции прошлого, здесь рождаются новые, о которых знает вся Рязанская епархия: изучение истории Православия, крестные ходы и паломнические поездки к святыням епархии.

В Николо-Ямском храме действуют Епархиальная библиотека, воскресная школа и многое другое, что привлекает к нему много молодежи — для нее он стал родным домом.

 

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел на открытии Отдела редкой книги
в Епархиальной библиотеке. 2 мая 2008 года. Фото Т. Шустовой

 

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел на праздновании 10-летнего юбилея
со дня открытия Епархиальной библиотеки. 4 октября 2008 года. Фото Т.Шустовой

 

Главная святыня храма — честные мощи блаженной Любови Рязанской, месточтимой святой, горячо почитаемой всеми верующими, но особенно рязанцами, и образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей — к нему стекаются люди со всех уголков Рязанской земли.

 Николо-Ямской храм. Фотографии Т.Шустовой

Источник: История Рязанского края: Николо-Ямской храм города Рязани (Новоямской Никольский храм)

Подробнее