Приходя в храм во время Великого поста,любой человек, даже мало знакомый с православным богослужением, понимает, что богослужение Церкви в этот период значительно отличается от службы в любое другое время года. Изменился цвет облачения священнослужителей, храм не освещен ничем, кроме свечей и лампад, в церкви больше читают, чем поют, и сами распевы сменились на более строгие, минорные. Изменились и внешний строй, и внутреннее настроение богослужения. Пост — время покаяния. И, конечно же, главные темы Постной Триоди — покаяние и сокрушение, тот самый радостотворный плач, о котором говорят святые отцы и который является залогом не только спасения и очищения души, но и, прежде всего, размягчения человеческого сердца.
Постная Триодь — древний пласт нашей богослужебной поэзии, и она в гораздо большей степени обращена к Ветхому Завету, чем другие наши книги. Ветхозаветные чтения полагаются на каждом вседневном богослужении Великого поста. В обычное время паремии полагаются только на праздники, и эти паремии — выбранные места Священного Писания, посвященные тому или иному событию, скажем, содержащие в себе пророчества о Спасителе или Божией Матери. А постом в храме ветхозаветные книги читаются целиком, по частям: книга Бытия, книга Иова, Притчи Соломоновы. В Древней Церкви Священное Писание читалось за каждым богослужением и прочитывалось целиком в течение всего года. Остатки этого богослужебного устава сохранились в Триоди.