В православном календаре можно найти несколько дат, посвященных памяти святителя Николая Чудотворца. Одна из них – 22 мая. Это празднование посвящено перенесению мощей святителя из Мир Ликийских в город Бари.
По случаю престольного торжества митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Николо-Ямском храме.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари состоялось в 1087 году. Мощи вывезли барские купцы. Чтобы забрать святыню, они связали монахов, служивших в ликийском храме, и вскрыли гробницу. В итоге событие для одних людей стало поводом к радости, для других – к скорби.
Чем было вызвана необходимость этих действий и почему во многих православных странах, в том числе России, перенесение мощей чествуется как праздник? Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, в сем святом храме совершается торжество по случаю престольного праздника. Мы отмечаем день памяти всеми любимого святителя Николая, к которому прилагаем наименование «Чудотворец». Мы слышим в храме пение тропаря, и в нем звучат такие слова: «Град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».
Град Барский действительно радуется сегодня. В нем у мощей святого совершается традиционное торжество, туда стекаются паломники из православных стран. Католики же отмечали праздник несколько раньше.
Икона святителя Николая доставляется по морю в ту бухту, в которую были доставлены его мощи из Мир Ликийских – города, где святитель нес свое служение.
Но не является ли та фраза из тропаря преувеличением? Да, град Барский радуется, но ликует ли вся Вселенная? Весь греческий мир, конечно, далек от ликования – для него это день утраты святыни. И, тем не менее, это праздник для всех. Дело в том, что через это событие, когда были вывезены мощи святителя, явился Промысел Божий. Неизвестно, что могло бы случиться с мощами святого, если бы они остались в месте его служения. Господь благословил, чтобы мощи святого, который угождал Богу, при жизни нес свое служение на Востоке, были принесены на Запад. Так эта святыня стала свидетельством о подвиге угодника Божия Николая и на Востоке, и на Западе.
Святитель Николай поистине является великим человеком. Почему же он так выделяется из среды многих и многих людей, миллионов христиан, сотен тысяч священнослужителей и тысяч епископов?
К чему обычно стремятся люди на земле? Как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов, люди живут в миру по его страстям, которые есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. И в этих кратких словах заключается вся философия мирских устремлений человека. Люди живут для себя и для славы среди людей. Святитель Николай жил в сем мире не для себя и не для славы среди людей, он служил и жил для славы Божией, стремясь нести слово Истины в сердца своей паствы. Его слово не всегда было приятно для людей, иногда оно могло быть жестким, как порой жесткими нам кажутся некоторые слова Евангелия. Но он самозабвенно нес свое служение, забывая о себе и думая только о славе Божией.
А часто ли мы в своей жизни заботимся о славе Божией?..
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, стараться быть усердными учениками святителя, быть его духовными детьми, и, живя в водовороте этой суетной временной жизни, хотя бы иногда думать, помышлять и делать что-то во славу Божию.
Пресс-служба Рязанской епархии
Фотограф - Антоний Тополов
Материал с официального сайта Рязанской Епархии
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"