18 марта вечером в Николо-Ямском храме города Рязани митрополит Марк совершил Пассию – Последование Святых и спасительных Страстей Христовых. В наставлении после службы, посвященной воспоминанию о страданиях и крестной смерти Спасителя, митрополит Марк напомнил верующим о понятии «искупления», которым сейчас мало пользуются в Православной Церкви, и объяснил его суть:
– Мы называем Господа нашего Иисуса Христа Спасителем, потому что верим, что Он спас человечество от греховной смерти, извел из тления. Мы также называем Его Искупителем, но в наше время это слово встречается редко. Оно часто употреблялось в средние века западными христианами, католиками, будучи ими развито до крайности. Даже возникла связанная с ним теория, которую прозвали юридической. И, вместе с тем, слово искупление – библейское понятие, которое употребляет в одном из своих посланий апостол Павел. В чем же смысл этого понятия? Слово «искупление» буквально говорит о том, что что-то куплено. То есть слово, используемое апостолом Павлом, было взято из обычного базарного языка. Искупил – значит, купил, выкупил нас. Ведь в то время, когда жил апостол Павел, существовали не только свободные люди, но и рабы. И на рынке можно было купить не только фрукты, овощи, предметы быта и другие товары, но и человека – раба. Работорговля процветала. И раб, которого покупал хозяин, становился его собственностью. Это понятие и употребляет апостол в своем послании.
Он уподобляет всех нас рабам, которых Господь изымает, выкупает из неволи. Но если обычно рабов покупали, чтобы их эксплуатировать в тяжелом, чаще всего, физическом труде, то Господь, выкупает нас на волю. Он избавляет людей от рабства зла, греха и хочет, чтобы они жили как свободные люди, творя в своей жизни добро, исполняя высокое человеческое предназначение, к которому человек был предопределен при своем сотворении.
Да, мы называем себя рабами Божиими. Но это слово несет в себе иной смысл. Оно означает, что мы больше никому не служим – ни человеку, ни какому-то сообществу. Мы свободны от всяческого рабства, потому что принадлежим Спасителю, Который нас выкупил такой дорогой ценой.
Символично, что когда Иуда предавал Спасителя, ему заплатили очень маленькую сумму. В Библии есть упоминание о том, что человек, по вине которого погиб чей-то раб, обязан компенсировать эту утрату хозяину раба, заплатив 30 сребреников. Таково было ветхозаветное установление. И потому, когда первосвященники дали Иуде 30 сребреников, они тем самым выказали Спасителю полное презрение, продемонстрировав, что ценят Его на уровне обычного раба, которого они обрекли на смерть.
Но, в отличие от тех людей, которые оценили Спасителя как раба, сам он оценивает спасаемых им людей безмерно. И нет другой столь высокой цены как та, что заплатил Господь за нас – цена Его драгоценной крови, крови безгрешного Богочеловека. Эта исключительная цена! Она обязывает нас как людей, отпущенных на свободу, больше не попадаться в рабство другому человеку и, конечно, греховным страстям, к которым мы, увы, очень часто легко преклоняемся.
Дай Бог нам быть свободными от греха и страстей, сохранять ту свободу, которую мы обрели благодаря высочайшей цене – крови Спасителя, которую Он излил за нашу с вами свободу!
Материал взят с официального сайта Рязанской Епархии