Поклонение честны́м веригам

29 января Православная Церковь отмечает праздник Поклонения честным веригам апостола Петра.
В этот день Апостол упоминается по причине вериг, в которые был он закован беззаконным Иродом и которые при появлении Ангела в темнице спали с него (Деян. 12:7). Эти вериги христиане хранили как в память о великом Апостоле, так и из-за их целебной силы, ибо многие больные исцелялись от прикосновения к ним (как и от платков и опоясаний с тела апостола Павла(Деян. 19:12)). Святой Ювеналий, патриарх Иерусалимский, вручил эти вериги в дар царице Евдоксии, изгнанной супруге императора Феодосия Младшего, а она, разделив их надвое, одну половину послала в храм Святых Апостолов в Царьград, а вторую отправила в Рим своей дочери, [тоже] царице Евдоксии, супруге императора Валентиниана III. Сия Евдоксия построила церковь Святого Петра и положила в ней эту часть вериг вместе с теми [цепями], в которые апостол Петр был закован императором Нероном перед своей смертью.

 

 Вериги — это цепи. Хранятся они в специальном прозрачном ковчежце в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Цепи эти когда-то сковывали самого апостола Петра. 

29 января те самые цепи, когда-то сковывавшие апостола Петра, и бережно сохранённые верующими до наших дней, выносятся для поклонения в римской базилике. И здесь может возникнуть важный вопрос: а как и зачем мы поклоняемся каким-то кускам железа, разве не предостерегал нас Господь от идолослужения? Но в том то и дело, что относимся мы к веригам Петра не как богам, а прекрасно понимаем, что перед нами — самые обычные цепи первого века нашей эры. 

Но как головные повязки и платки того же апостола Петра исцеляли людей и изгоняли нечистых духов, так и цепи, прикоснувшиеся к нему, получили благодать исцеления, многократно засвидетельствованную в истории.

Удивительно и радостно — приближаясь к Богу, святые и окружающий материальный мир способны к Богу приближать, возвращать к первоначальному, Божественному состоянию. Вода освящается и становится другой, как бы небесной, безгрешной. Тела умерших праведников не разлагаются, а напротив, благоухают. Дикие животные к святым ластятся и совершенно не боятся их... Потому и Антоний Великий, память которого мы будем отмечать в субботу, бережно хранил одежду другого великого подвижника — преподобного Павла Фивейского — и надевал её только два раза в год — на Пасху и Пятидесятницу. Потому и мы с вами не сомневаемся, если видим, что в икону, скажем, Рождества Христова, впечатано несколько кусочков земли из Вифлеема.

Не земле мы покланяемся, и не одежде, и не цепям железным — мы стараемся окружить себя радостными вещами, приближенными к Вечности, к жизни небесной, к нетленному бытию. И прикладываясь в этот день к веригам святого Петра в Риме, мы с верой и искренне молим его помочь нам, просветить нас, помолиться за нас — как та евангельская женщина, страдавшая много лет кровотечением, и прикоснувшаяся к краю одежд Христа.

«...ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Евангелие от Матфея 9:21).